+7 (903)111-05-91
+7 (903)111-01-91
remmani@mail.ru
Творческая мастерская инкрустации

Коллекционный нож

"Спартак: Подвиг и Любовь"

Легендарный балет сквозь призму искусства инкрустации



Борислав и Екатерина Манушины

К юбилею постановки Ю. Григоровича в Большом Театре

Коллекционный нож

"Спартак: Подвиг и Любовь"

Легендарный балет сквозь призму искусства инкрустации


Борислав и Екатерина Манушины

К юбилею постановки Ю. Григоровича в Большом Театре

9 апреля 1968 года состоялась премьера героического спектакля "Спартак", которая стала настоящей сенсацией и расширила круг почитателей искусства балета. К 55-летию этого события Игорь Игнатьев, Президент Ассоциации директоров по коммуникации и корпоративным медиа России, организовал проект "Музыка, застывшая в металле".


"Это коллекция ножевых изделий российских мастеров, у каждого из которых свой особый стиль, яркая индивидуальность и свои отличительные черты. А все их произведения должны быть навеяны яркими сценами спектакля, его драматизмом, историей Спартака... темой героизма, чести и любви".


Мы были очень рады приглашению в этот проект и возможности выразить своё восхищение балетом о Спартаке с помощью доступных нам "инструментов". Поэтому все наши эмоции мы запечатлели в металле, экзотическом дереве, резных миниатюрах из перламутра и инкрустации.

9 апреля 1968 года состоялась премьера героического спектакля "Спартак", которая стала настоящей сенсацией и расширила круг почитателей искусства балета. К 55-летию этого события Игорь Игнатьев, Президент Ассоциации директоров по коммуникации и корпоративным медиа России, организовал проект "Музыка, застывшая в металле".


"Это коллекция ножевых изделий российских мастеров, у каждого из которых свой особый стиль, яркая индивидуальность и свои отличительные черты. А все их произведения должны быть навеяны яркими сценами спектакля, его драматизмом, историей Спартака... темой героизма, чести и любви".


Мы были очень рады приглашению в этот проект и возможности выразить своё восхищение балетом о Спартаке с помощью доступных нам "инструментов". Поэтому все наши эмоции мы запечатлели в металле, экзотическом дереве, резных миниатюрах из перламутра и инкрустации.

9 апреля 1968 года состоялась премьера героического спектакля "Спартак", которая стала настоящей сенсацией и расширила круг почитателей искусства балета. К 55-летию этого события Игорь Игнатьев, Президент Ассоциации директоров по коммуникации и корпоративным медиа России, организовал проект "Музыка, застывшая в металле".


"Это коллекция ножевых изделий российских мастеров, у каждого из которых свой особый стиль, яркая индивидуальность и свои отличительные черты. А все их произведения должны быть навеяны яркими сценами спектакля, его драматизмом, историей Спартака... темой героизма, чести и любви".


Мы были очень рады приглашению в этот проект и возможности выразить своё восхищение балетом о Спартаке с помощью доступных нам "инструментов". Поэтому все наши эмоции мы запечатлели в металле, экзотическом дереве, резных миниатюрах из перламутра и инкрустации.

Для того, чтобы создать ножевую композицию, достойную коллекции "Музыка в металле", мы погрузились в тему легендарного балета и Древнего Рима.

Здесь нас ждали удивительные открытия! Воодушевляющая музыка Арама Хачатуряна, яркая хореография Юрия Григоровича, высокий профессионализм артистов балета, особенно Владимира Васильева, сыгравшего Спартака, и Мариса Лиепы - злодея Красса... Всё это подарило нам радость и гордость за шедевры русского искусства. А античные архитектурные сооружения и невероятные ювелирные изделия раскрыли умения мастеров древности.
Кинжал на подставке Спартак в интернет-магазине Реммани
Резные перламутровые камеи - сцены из легендарного балета "Спартак".
нож с инкрустацией
Рукоять из эбена с бронзовым обрамлением. Подготовка "посадочного места" для инкрустации перламутровых миниатюр.
Кинжал красивый
Кабинетная композиция. Кинжал на подставке "Спартак: Подвиг и Любовь".
Борислав и Екатерина Манушины.
миниатюрные работы
Миниатюрная работа "Фригия" из перламутра разных натуральных цветов.
Раковины Margaritifera и Pinctada Margaritifera.
Ножевая композиция
Поймали интересный ракурс и "солнечного зайчика" на подставке для авторского кинжала.
Детали и рабочие моменты ножевой композиции "Спартак". Борислав и Екатерина Манушины, 2022
Весь процесс создания нашего изделия "Спартак" сопровождался неожиданными совпадениями. Какие-то обнаруживали себя на этапе создания эскиза композиции и его воплощения, а о некоторых мы узнали при подготовке этой страницы сайта.

Мы словно взяли невидимую нить, которую авторы балета протянули с античных времён до СССР, и связали её с Россией.

Поэтому мы решили сопроводить фотографии, видео и рабочие моменты композиции "Спартак" фактами из истории балета и цитатами его создателей, а также отсылкой к легенде об античном герое и искусству лет "до нашей эры".
Коллекционный кинжал
Коллекционный кинжал в античном стиле

Символичность и связь времён в произведениях о Спартаке

Идея балета о Спартаке возникла у Арама Ильича Хачатуряна в один из самых трагических периодов Великой Отечественной войны, зимой 1941 года. Своим произведением он хотел показать героя истории. Образ по-настоящему самоотверженного человека, особенно актуальный для времени ожесточенной борьбы, которую приходилось вести нашему народу. С помощью музыкального произведения композитор хотел поддержать боевой дух и стремление к победе.
Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание… Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость.
А. И. Хачатурян, композитор
Так сложилось, что идею проекта "Музыка в металле" заказчик предложил нам в начале февраля 2022-го. А в конце февраля, после начала Специальной военной операции, мы приняли обоюдное решение продолжить работу над юбилейной ножевой композицией.

И показать тему героизма, борьбы и самоотверженности, которой пронизан балет "Спартак", уже и в нашем произведении.
Камеи ручной работы из перламутра с сюжетами из героического балета "Спартак"
2 апреля 2022 года балет «Спартак» был показан на Исторической сцене Большого театра.
Этим легендарным спектаклем Министерство культуры РФ вместе с Большим театром начали масштабную благотворительную акцию «Открытый занавес». Собранные от балета средства были направлены в помощь семьям воинов, погибших в ходе проведения специальной военной операции РФ на Украине.

Теперь вернёмся к создателям балета.

В годы войны Араму Хачатуряну так и не удалось воплотить замыслы о Спартаке. Работа над балетом была отложена и продолжилась уже в послевоенные годы.
Приступаю с чувством огромного творческого волнения.
А. И. Хачатурян, композитор
Это слова, которые композитор написал 9 июля 1950 года на первой странице партитуры балета «Спартак».

Когда мы о них узнали, сразу вспомнился трепет, с которым мы приступали к столь ответственному заказу: изобразить атмосферу музыкального спектакля в ножевой композиции! А сейчас, снова с чувством творческого волнения, мы создаём для Вас эту статью.
резьба по перламутру
Начало работ над перламутровой камеей со сценой из балета
Арам Хачатурян давал концерты и путешествовал по многим странам мира, в том числе неоднократно бывал в Италии. Композитор изучал древние произведения искусства, проникался атмосферой античности. В Риме, у стен Колизея он окончательно утвердился в мысли о создании балета "Спартак". И все образы Древнего Рима: аппиева дорога, триумфальные арки, созданные руками рабов, казармы гладиаторов нашли отражение в его произведении.
Хачатурян фото
Композитор Арам Ильич Хачатурян в Италии.
Фото: дом-музей Арама Хачатуряна http://www.khachaturian.am/rus/index.htm
Аппиева дорога
Аппиева дорога - древняя дорога, соединявшая юг Италии с Римом, была проложена в 312 г. до н. э.
Фото около 1900 года.
Рим Колизей
Достопримечательности Италии. Строение Древнего Рима - Колизей.
Фото 1971 года, источник: https://fortepan.hu/hu/photos/?id=46000
А. И. Хачатурян в Италии, старые фотографии Рима
Премьера балета "Спартак" на музыку Хачатуряна состоялась в театре им. Кирова (ныне Мариинский) в Ленинграде в 1956 году, хореограф - Леонид Якобсон.

В Большом Театре премьера спектакля состоялась два года спустя. Постановка Игоря Моисеева, будущего легендарного основателя Ансамбля народного танца, была только началом истории балета «Спартак» в главном театре страны. В 1962 году зрители Большого увидели «Спартака» в постановке Л. Якобсона.

А в 1968-м Юрий Григорович представил третью версию балета. Спектакль имел огромный успех! Он был удостоен высшей награды страны – Ленинской премии, стал одной из «визитных карточек» Большого театра и заслужил признание зрителей не только СССР и, позднее, России, но и многих стран по всему миру.
фильм балет Спартак
Балетный спектакль
Спартак спектакль
фильм балет Спартак
Спартак Большой Театр
ballet Spartacus
Владимир Васильев Спартак
Фотография Владимира Васильева в роли Спартака. Москва, Государственный академический Большой театр СССР
1975 г Фотограф: Педенчук Лариса Леонидовна - официальный фотограф Большого театра. Балет. "Спартак" Хачатурян А.И.
Балет в СССР
Балет Большого театра: Владимир Васильев в роли Спартака и Екатерина Максимова в роли Фригии.
1977. Фотограф: Елена Фетисова.
Спартак Васильев
Спартак - народный артист РСФСР, лауреат Ленинской премии В. Васильев.
Москва. Государственный академический Большой театр Союза ССР. Балет "Спартак". 1973 г. Авторы: Соловьев Г., фотограф (артист балета, фотограф ГАБТа)..
Марис Лиепа Красс
Екатерина Максимова и Марис Лиепа в балете "Спартак".
Фото Елены Фетисовой.
фильм Спартак
Спартак Васильев
Владимир Васильев – Спартак
Фото Елены Фетисовой
Владимир Васильев Спартак
Васильев балет
Редкие фото советского балета: "Спартак", Екатерина Максимова и Владимир Васильев, фотограф Judy Cameron.
1977, Джуди Кэмерон - фотограф и историк балета, особенно русского балета, особенно балета Большого театра в Москве, автор книг о русском балете.
Балет Спартак
Лиепа балет Спартак
Балет Юрия Григоровича
Балетмейстер Юрий Григорович, артисты балета Владимир Васильев и Марис Лиепа после премьеры "Спартака"
Фотограф Александр Макаров. Большой театр. Балерина Ольга Лепешинская.
Чёрно-белые фотографии балета Ю. Григоровича, 1970-е
Фотографы указаны в подписях. Если Вы знаете не найденных нами авторов снимков, пишите нам
«Спартак» Григоровича раскрыл возможности балета с новой стороны. Его постановка - не просто рассказ о герое древних времён со сценами из римской жизни. Это масштабное зрелище с акцентом как на массовые танцевальные сцены, так и на индивидуальные характеры!

Героический мужской балет - явление, чрезвычайно редкое для балета того времени.
Лиепа Марис
Спартак Васильев
М. Лиепа и В. Васильев - исполнители главных мужских ролей балета "Спартак". Фото Спартака - Елена Фетисова
Мы не путешествовали по Италии, чтобы погрузиться в атмосферу античности, как Арам Ильич Хачатурян. И, к большому нашему сожалению, не могли быть в зале Большого Театра и насладиться премьерой легендарного "Спартака".

Но для нас главным вдохновением стали одна из первых записей балета 1970 года и фильм-балет 1975-го. Прежде, чем мы полностью отрисовали все эскизы будущего изделия, мы просмотрели их множество раз!

К тому же при подготовке ножевого проекта мы ещё раз насладились монументальной архитектурой Большого Театра и рассмотрели его во всех подробностях.
Большой Театр глазами ювелиров)

Особенности идеи и воплощения ножевой композиции "Спартак"

Первое впечатление от музыки было грандиозным: она ошеломила особой эмоциональной силой, перед вами словно открывалась огромная старинная фреска. Армянский колорит придавал ей особое романтическое звучание...
Всё было крупно, объёмно, броско. Вместе с тем уже тогда чувствовалось, что балет представляет большие сложности для сценического воплощения.
Ю. Н. Григорович, балетмейстер
Добавим, что не только сценического, но и воплощения в металле)
Кинжал ручной работы
Лестница: анодирование титана, гравировка
Наведите на значки,
чтобы увидеть описание
материалов и техник
Сцены: резьба по перламутру, обработка кости, гравировка металла
Миниатюрные лиры: резьба по перламутру
Подставка: резьба по твёрдому дереву и перламутру, всечка, подрезка
Каркасные ножны: создание модели для литья, гравировка металла, кабошоны
Пятка: создание модели для литья, гравировка металла. И тайник;)
Клинок: дамаск С. Епишкина
Обрамление с гладиаторскими шлемами: резьба по перламутру,гравировка металла
Миниатюры: резьба по перламутру, гравировка металла, всечка
Больстер: создание модели для литья, гравировка металла
Рукоять: всечка, инкрустация перламутром и металлом, художественная подрезка
Кинжал ручной работы
Лестница: анодирование титана, гравировка
Наведите на значки,
чтобы увидеть описание
материалов и техник
Сцены: резьба по перламутру, обработка кости, гравировка металла
Миниатюрные лиры: резьба по перламутру
Подставка: резьба по твёрдому дереву и перламутру, всечка, подрезка
Каркасные ножны: создание модели для литья, гравировка металла, кабошоны
Пятка: создание модели для литья, гравировка металла. И тайник;)
Клинок: дамаск С. Епишкина
Обрамление с гладиаторскими шлемами: резьба по перламутру,гравировка металла
Миниатюры: резьба по перламутру, гравировка металла, всечка
Больстер: создание модели для литья, гравировка металла
Рукоять: всечка, инкрустация перламутром и металлом, художественная подрезка
Отправной точкой для нашего изделия, навеянного балетом, стала подставка. А связанная с ней идея задала тематику для всей ножевой композиции. За её основу мы взяли здание Большого Театра, с лестницей, колоннами и барельефами.

Между колоннами в хронологическом порядке расположены 7 основных сцен из балета Григоровича - по числу расстояний?? между колоннами Большого театра.

Сцены выполнены вручную в технике камей из перламутра Pinctada Margaritifera.

Часть подставки со сценами и колоннами вращается, что позволяет просматривать все сцены, не поворачивая при этом всю ножевую композицию.


Вдохновение архитектурой Большого Театра

7 основных сцен балета "Спартак" - камеи ручной работы из перламутра
Центральная часть подставки выполнена из нескольких материалов. При взгляде издалека они образуют контрастный орнамент. А при ближайшем рассмотрении мы видим в ней отсыл к завершающей сцене балета: женские фигуры с руками, которые подняты вверх, к кинжалу-"Спартаку".

Платья - эбен с резьбой по твёрдому дереву; волосы - экзотическая древесина зебрано с художественной подрезкой и линиями всечки; руки - раковина Margaritifera.
авторские ножи ручной работы
балет Спартак финальная сцена
балет Спартак финальная сцена
Кинжальная подставка и финальная сцена балета

Чтобы подставка визуально не теряла смысла ножевой композиции, когда кинжал лежит рядом или находится в руках, мы дополнили её каркасными "ножнами" с кольцами. Мы решили не заполнять их металлом или деревом, чтобы не прятать красивый узор дамасского клинка и не утяжелять внешний вид подставки.


В центральную часть на пересечение полос металла мы поместили миниатюрную лиру - музыкальный инструмент античности, который встречается и на барельефах Большого Театра.


Резные лиры перекликаются с миниатюрными гладиаторскими шлемами на рукояти кинжала. Все эти вставки размером не более 5 мм выполнены из перламутра Pinctada Margaritifera.

Нам хотелось изобразить именно фракийский шлем, но после подбора фото и набросков в реальном размере мы увидели, что они будут смотреться не очень чётко и понятно, а некоторые даже комично)).

Поэтому остановились на более узнаваемых римских шлемах, в которых сражались и гладиаторы. В балете также был подобный шлем.

Подставка и кинжал: общий вид и детали
Создавая эскиз кинжала для юбилейной композиции, мы постарались передать главные черты искусства античности: строгость и монументальность силуэта, как у колонн строений Древнего Рима. А также решили далеко не отходить от формы клинка и рукояти античного оружия, но в то же время обеспечить "простор" для инкрустации и удобство для руки.

Мы проанализировали историческое древнеримское оружие и вооружение гладиаторов, в том числе фракийцев - древнего народа, к которому принадлежал и Спартак. И в качестве прообраза нашего ножевого изделия выбрали гладиус - короткий меч, который выдавали гладиаторам. Этот тип оружия больше ассоциируется с Древним Римом и Спартаком, и на него похожи макеты оружия из балета.

Некоторые элементы оформления мы рисовали, вдохновляясь пу́гио. Это короткий кинжал, который у легионеров часто был украшен камнями и узорами. По идее, именно такой был у Красса :)
Авторский кинжал
античное оружие
Меч из школы гладиаторов в Помпеях, Римский музей оружия.
Старинный кинжал
Древнеримское оружие.
Древние кинжалы
Древний кинжал в ножнах на поясе, украшенный эмалью и бронзовыми и серебряными нитями, I в н.э. Его реставрация заняла 9 месяцев.
Найден в 2020 году молодым археологом при раскопках в Германии. На территории, которая когда-то была окраиной Римской империи.
Старинные кинжалы
Оружие Римской Империи. Короткие кинжалы пугио.
пугио
Античный кинжал пугио, Римская империя.
Античное древнеримское оружие. Гладиус и пугио - короткие кинжалы, до н.э.

"Спартак" в постановке Ю. Григоровича,

Большой Театр, 2018-2019

То, что спектакль уже полвека сохраняется в репертуаре Большого театра – случай уникальный. Страстность, эмоциональная сила, никаких получувств и полустрастей – всё значительно, ярко. В этом формула Хачатуряна. Именно этим он близок нам всем. Я думаю, эта музыка ещё долго будет с нами.
Ю. Н. Григорович, балетмейстер
Орнаменты для больстера и пятки кинжала мы выбрали, вдохновившись фотографиями реальных бронзовых, серебряных и золотых изделий античности. Например, с выставки в Историческом музее Москвы "Фракийское золото". Самые древние (и красивые!) ювелирные экспонаты отмечены V в до н.э.

Один из них - узор с оливковыми ветвями, как символом победы и мира как в Древнем Риме, так и в СССР - родине балета "Спартак". Мы отрисовали их по форме больстера и пятки.

Также мы выбрали самые распространённые и узнаваемые фракийские орнаменты: лаконичные и "простые" для глаза, чтобы не перегружать больстер и пятку.
дамасские ножи ручной работы
Бронзовый больстер кинжала в античном стиле с оливковыми ветвями.
ножи ручной работы
Больстер кинжала. Авторское литьё Борислава и Екатерины Манушиных.
художественные ножи
Бронзовая пятка кинжала с инкрустацией. Кабошон из перламутра Margaritifera.
нож перламутр
Пятка кинжала. Авторское литьё Борислава и Екатерины Манушиных.
дорогие ножи ручной работы
Кинжал с авторским художественным литьём. Бронзовая пятка с кабошоном из перламутра.
нож дамасская сталь
Резной перламутровый значок на клинке - логотип авторов и создателей ножа: Борислав и Екатерина Манушины.
фракийское искусство
Узоры на пятке ножа и инкрустация рукояти в древнеримском стиле.
Кинжал ручной работы
Мозаичный дамаск. Клеймо на клинке тульского кузнеца Сергея Епишкина.
Оливковые ветви и фракийские орнаменты на больстере и пятке кинжала "Спартак"
Оливковая ветвь на пятке ножа, выполненной по мотивам ордена
Оливковая ветвь на пятке ножа, выполненной по мотивам ордена "Победа". Борислав и Екатерина Манушины.
барельефы московского метро
Барельеф метро "Краснопресненская" в виде оливковых ветвей.
античное искусство
Ситула - древний сосуд в виде ведра. Бронза. Вторая половина IV до н.э.
древнеримское искусство
Лебес - сосуд для свадебных церемоний или награда победителям состязаний. Серебро, позолота. Начало IV- III в. до н.э.
фракийское искусство
Ювелирное искусство античности: чаша-рог. Серебро, позолота. Начало III – I в. до н.э.
Тонкая работа!
фракийские сокровища
Серебряный кувшин. IV в. до н.э.
Узоры с оливковыми ветвями как символ мира и победы в изделиях Древнего Рима, СССР и России
На пятке кинжала заказчика ждал небольшой сюрприз ;) Овальный кабошон из раковины Margaritifera не только стал красивым центром узора, но и скрыл под собой маленький тайник!
Кабинетная композиция кинжал
Тайник под кабошоном на пятке кинжала
Узор для всечки на рукояти из твёрдого дерева был также отрисован по мотивам, характерным для фракийских и древнеримских изделий. И дополнен художественной подрезкой.
ювелирное искусство Древнего Рима
Сосуд с растительным орнаментом. Серебро, позолота. Вторая половина IV в. до н.э.
Инкрустация на ноже
Растительный узор золотой инкрустации по чёрному дереву (металл и перламутр), навеянный древнеримскими изделиями.
искусство Древнего Рима
Лебес - сосуд для свадебных церемоний или награда победителям состязаний. Серебро, позолота. Начало IV- III в. до н.э.
фракийское искусство
Ритон - сосуд для возлияний, в основном вина. Серебро, позолота. IV в. до н.э.
античное искусство
Ритон. Серебро, позолота. Вторая половина IV в. до н.э.
Орнамент с листиками на античных изделиях и на современном ножевом изделии
Металлический элемент на рукояти (обрамление для миниатюр) выполнен в форме круга и символизирует гладиаторский щит. Этот элемент снова отсылает к завершающим сценам балета, где сначала воины, а затем и Фригия держали щит над Спартаком в знак его мужества и подвига.

На этом элементе расположены и миниатюрные гладиаторские шлемы, о которых мы уже рассказали выше.
Русский балет
Нож предмет искусства
балет Спартак финальная сцена
"Щит" на рукояти ножа - обрамление для миниатюр. Финальная сцена балета "Спартак"
В металлическом обрамлении изначально мы планировали изобразить фигуры Спартака и Красса - главных героев мужского балета, противопоставленных друг другу. Но после утверждения общей идеи композиции с отсылкой к завершающей сцене спектакля, ставить Красса на кинжал стало не логично.
В процессе работы роль иногда предполагается мне одним образом. А когда я начинаю конкретно работать, вдруг я понимаю, что роль надо выстроить совершенно другим языком...
Ю. Н. Григорович, балетмейстер
Конечно, это не единичный случай: в процессе создания композиции нам, подобно хореографу "Спартака", не раз пришлось менять первоначальный замысел. Например, на вращающейся части подставки мы хотели изобразить сцены балета более схематично. Но глаз был этому не рад и руки усердно гравировали рельефные миниатюрные фигурки и дополняли их фоном =)

Тема любви в балете и кинжальной композиции

В итоге для миниатюр в обрамлении мы выбрали сцены со Спартаком и его возлюбленной Фригией, разные для обеих сторон рукояти. В балете мы выделили два интересных момента, напоминающие друг друга по композиции и подчёркивающие основные черты главного героя: силу, отвагу, мужество и верность, нежность, любовь.

На одной стороне кинжала мы выполнили фигуру пленного Спартака, мужественно защищающего свою возлюбленную. На второй стороне - радость их долгожданной встречи.
Человек должен любить. Уметь любить.
А. И. Хачатурян, композитор
Спартак нож Манушины
Кинжал с инкрустацией и перламутровыми миниатюрами на заказ.
Для проекта к юбилею балета "Спартак" Ю.Григоровича, "Музыка в металле".
ювелирное искусство нож
Художественный кинжал "Спартак: Подвиг и Любовь", Борислав и Екатерина Манушины.
Инкрустация на первой стороне - миниатюра Спартака и Фригии "Подвиг".
ювелирные миниатюры
Балет "Спартак", воплощённый в эбене, перламутре и металле. Борислав и Екатерина Манушины.
Ножевая композиция "Спартак: Подвиг и Любовь". Инкрустация на второй стороне - миниатюра Спартака и Фригии "Любовь".
мастера ножей ручной работы
Красивый нож ручной работы. Кинжальная композиция к юбилею балета "Спартак".
Большой Театр балет
Сцена из советского балета. Спартак и Фригия: мужество и отвага. Мужская роль - Владимир Васильев.
Золотой век СССР
Русский балет. Спартак и Фригия: любовь и нежность.
Миниатюрные работы на кинжальной рукояти и сцены из балета "Спартак" 1970 года. Спартак и Фригия
С выбором сцен для миниатюр тоже связана небольшая и интересная "случайность". В интернете мы нашли фото, которое понравилось нам по композиции и посылу. Но в фильме-балете 1975 г. эта сцена Спартака и Фригии дана в сокращении, и этого красивого момента там нет. И если бы кто-то не запечатлел этот момент балета на фото, мы могли бы его и не заметить, т.к. более подробно по смысловым сценам смотрели именно фильм.
балет Спартак
Фигурки людей из перламутра на рукояти кинжала: Спартак и Фригия

Перламутровые миниатюры стали завершающим штрихом всей ножевой композиции и дали ей название "Спартак: Подвиг и Любовь".

Спартак Большой Театр
Гравировка по перламутру на нижней части подставки: юбилейная надпись, название композиции, авторы

Борьба добра со злом в "Спартаке"

Эта извечная тема очень ярко звучит как в музыке гениального композитора "Спартака", так и в постановке Юрия Григоровича. Причём балетмейстер нашёл оригинальный и очень действенный способ не только показать зрителю цепь событий, но и передать эмоции персонажей и глубокий смысл всего произведения.

Я изобразил новый драматургический принцип балета в виде схемы: действенная сцена — монолог, действенная сцена — новый монолог и так далее. Мне нужно было показать графически, как наглядная сюжетика балета переходит в иной, внутренний план; как совершившиеся только что у нас на глазах события — многофигурные, активные, напряжённо-конфликтные — отыгрываются, осмысляются в форме монолога. Простая схема мгновенно воспринялась композитором, он уловил в ней музыкальную логику и представил будущий спектакль особым, внутренним зрением.
Ю. Н. Григорович, балетмейстер
Тема добра и зла в юбилейной кинжальной композиции "Спартак"
А зрителю остаётся только решить для самого себя, что же всё-таки победит: добродетели или страсти? Любовь или похоть, верность или предательство, мужество или трусость, долг или ненависть?
коллекционный кинжал
Видео кинжальной композиции "Спартак: Подвиг и Любовь"

Благородные природные материалы и кропотливые процессы создания кинжала и подставки

Мы тщательно подбирали материалы для будущего изделия, чтобы зритель не только мог увидеть ножевую композицию, сделанную руками человека, но и восхититься красотой и разнообразием Божьего мира.

Конечно, всё великолепие дерева, перламутра и металла раскрывается после окончательной обработки в уже готовом изделии. Но и в процессе создания мы не перестаём удивляться цвету и твёрдости древесины эбена, переливам перламутра и блеску металлов!
Резьба и гравировка по перламутру,
камеи
Раковины Pinctada Margaritifera.
Создание миниатюр для инкрустации
Раковина Pinctada Margaritifera.
3D-инкрустация. Тонкая ручная работа
Эбен, белый и жёлтый металл.
Инкрустация перламутром и металлом
Раковины Margaritifera, Pinctada Margaritifera, жёлтый металл.
Гравировка и всечка
Различные виды металла.
Всечка по твёрдому дереву
Эбен и жёлтый металл.
ювелирные изделия ручной работы
Резьба и гравировка по перламутру, камеи
Раковины Pinctada Margaritifera.
Нож с перламутром
Создание миниатюр для инкрустации
Раковина Pinctada Margaritifera.
Нож ручной работы
3D-инкрустация. Тонкая ручная работа
Эбен, белый и жёлтый металл.
Авторский нож на заказ
Инкрустация перламутром и металлом
Раковины Margaritifera, Pinctada Margaritifera, жёлтый металл.
Блог ювелира
Гравировка и всечка
Различные виды металла.
Инкрустация золотом
Всечка по твёрдому дереву
Эбен и жёлтый металл.
Для создания изделий мы используем благородные материалы природных цветов
А теперь приглашаем заглянуть в нашу мастерскую и увидеть творческие процессы рождения юбилейной ножевой композиции "Спартак".
Гравировка по перламутру
Фигурка из перламутра
Нож с девушкой
Миниатюрное искусство
Кинжал в античном стиле
Камея искусство
Балет Спартак
Интарсия по дереву
Кинжал ручной работы
Проволока для всечки
Узоры на ноже
Скульптура из чёрного дерева
украшения с миниатюрами
Элитный нож
Лучшие ножи мира
Самые дорогие ножи россии
Ювелирный блог
Подарок музыканту
Кинжал с дамаском Россия
Борислав и Екатерина Манушины
Нож ручной работы на заказ
Ювелирный блог
Элитный нож на заказ
Нож Спартак
Кабинетный нож
Процессы создания коллекционного авторского кинжала на подставке и материалы
Три с половиной года длилась работа над «Спартаком». Работал преимущественно летом. В общей сложности «Спартак» написан в 8 месяцев. Окончил 22 февраля 1954 года. Вся музыка написана в Старой Рузе в Доме творчества композиторов.
А. И. Хачатурян, композитор
Вот мы и подошли к словам Арама Хачатуряна, написанным на последней странице партитуры балета "Спартак". И в этом завершающем аккорде мы снова увидели интересное совпадение)

Мы создавали "Спартака" с конца февраля до конца ноября 2022. Это как раз около 8 месяцев полного погружения в гениальное произведение, любимые нами тонкие процессы и открытие новых способов покорения дерева, металла и перламутра!
Авторские ножи Россия
Элитный мужской подарок
Самые красивые ножи мира
Кабинетный нож
Нож с инкрустацией
Балерина украшение
Элитный подарок директору
Дорогой кинжал
Подарок балет
Ножевая скульптура
Художественный кинжал на подставке: общий вид и детали
Нам очень хотелось передать красоту, мощь и неповторимость легендарного балета в кинжальной композиции "Спартак: Подвиг и Любовь" и на этой странице.

Будем очень рады, если мы вдохновим Вас вспомнить (или познакомиться?) с невероятным творением советских гениев: композитора Арама Хачатуряна, балетмейстера Юрия Григоровича, театрального художника Симона Вирсаладзе, дирижёра Геннадия Рождественского, артистов Мариса Лиепы, Владимира Васильева и многих других...

К сожалению, одна из первых записей балета дошла до нас не в лучшем качестве, но по сравнению с фильмом это более полная версия.
Приятного просмотра, и оставайтесь с нами ;)
Нож Манушин
remmani@mail.ru
+79031110191
Борислав и Екатерина Манушины

Если Вам было интересно, делитесь этой страницей с друзьями

или сохраняйте, чтобы не потерять:

Если Вам было интересно, делитесь этой страницей с друзьями

или сохраняйте, чтобы не потерять:

Если Вам было интересно, делитесь этой страницей с друзьями

или сохраняйте, чтобы не потерять:

Список основных источников информации и фотографий:

По этим ссылкам Вы можете узнать подробности о заказе ножей с инкрустацией, купить нож и авторское ювелирное украшение или почитать отзывы о наших работах: